Экскурсионный маршрут по Белокалитвинскому району для учащихся
Экскурсия включает в себя знакомство с уникальными памятниками православной культуры и архитектуры XIX века города Белая Калитва, хутора Погорелов и посёлка Шолоховский.
Начинается маршрут от Поклонного Креста.
Издревле на границах своих городков и станиц казаки воздвигали поклонный крест. Это символичное место, граница самого поселения. Когда казаки уходили из станицы, причем не важно в военный поход или по торговым делам, всегда останавливались у креста и молились Богу, прося удачной поездки и возвращения домой. По возвращении опять останавливались у креста и благодарили Бога за возможность живыми и здоровыми вернутся в станицу.
Затем маршрут направляется в посёлок Шолоховский.
Первые упоминания о поселке Шолоховский можно найти в Пояснительной записке к проектному заданию строительства шахт Шолоховских «Южная» и «Северная» треста «Богураевуголь» от мая 1950 года.
Весной 1952 года началось строительство шахтерского поселка.
В архивных документах Каменского облисполкома за 1953-1954 гг. упоминается новостройка поселок Шолоховка, находящийся в административно-территориальном подчинении рабочего поселка Горняцкий Литвиновского района Каменской области.
Принять участие в строительстве шахтерского поселка в 1955 году прибыла группа молодых рабочих из Болгарской народной республики, 200 болгар трудились на донской земле.
В память о тех днях, о строителях из Болгарии, одна из улиц в поселке носит имя Георгия Димитрова – генерального секретаря Компартии Болгарии.
1 сентября 1953 года, несмотря на огромные трудности с жильем, начался учебный год в Шолоховской семилетней школе, в которой в первый день за парты село всего 47 учеников.
В 1954 году было сдано в эксплуатацию четырехэтажное здание больницы с амбулаторно-поликлиническими учреждениями – здравпунктами. Начали свою работу отделения – родильное, хирургическое, лаборатория, «Скорая помощь».
В 1954 году распахнуло двери красивое двухэтажное здание детских яслей №1 (ул. Октябрьская, 21), в 1955 году средней школы №1 (ныне общеобразовательная средняя школа №7).
В 1968 году начал свою деятельность Дворец культуры, в котором работали кружки вязания, мягкой игрушки, резьба по дереву, чеканка, выжигание, фотостудия, изостудия, вокальная студия, класс игры на фортепиано, баяне, гитаре, драмкружок, кружок кройки и шитья, кружки танцевальные, балетная студия, спортивные секции. Работала библиотека.
Ребята учились в школах в три смены, численность классов превышала норму. Поэтому было начато строительство второй средней школы, и в сентябре 1969 года четырехэтажная школа №2 (ныне общеобразовательная средняя школа №8) распахнула свои двери. Вскоре после её открытия в школе был создан учителем истории, краеведом, писателем П.И. Ковешниковым литературно-краеведческий музей «Боян», который существует и в настоящее время.
Поселок расцветал, благоухал, был красив круглый год, с весны до осени утопал в зелени, осенью прятался в золотой кроне деревьев, зимой среди деревьев, усыпанных шапками искристого снега.
Строительство поселка, велось одновременно со строительством шахт.
31 июля 1958 года вступила в строй действующих предприятий шахта «Южная». В январе 1960 года введена в эксплуатацию шахта «Северная».
В 60 - 80-е годы поселок достиг наивысшего технического прогресса.
В 90-е годы начался массовый развал угольной промышленности, который коснулся и угольных предприятий поселка и самого поселка, началось закрытие шахт – в 1998 году ликвидирована шахта «Восточная», в 2002 году ликвидировано шахтоуправление «Шолоховское», в составе которого были две шахты «Шолоховская» и «Северная», остановилась ЦОФ «Шолоховская», «Автобаза №2» и другие предприятия. Это отрицательно сказалось на всех сферах деятельности в поселении, на гражданах поселка. Большей части граждан поселка пришлось вести поиски работы за пределами Белокалитвинского района. Закрытие предприятий, отсутствие поступлений налогов в местный бюджет отрицательно сказалось и на благоустройстве поселка.
Но несмотря на трудности, Шолоховской поселковой администрацией принимались меры для содержания поселка, обеспечением его всеми видами услуг.
С закрытием предприятий угольной промышленности часть населения поселка открыли торговые точки, точки бытового обслуживания населения, частное такси. Жизнь поселка не остановилась.
Благодаря поддержке Губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева, который жил, учился в этом поселке, и не забыл о своей малой Родине, поселок стал преображаться, возрождаться заново.
Музей «Боян» находится в школе №8 поселка Шолоховского. Это не просто тихие залы с большим количеством экспонатов. «Боян» - это жизнь многих шолоховцев. Те, кто в школьные годы был «бояновцем», однозначно скажет, что для них «Боян» - это часть жизни.
Петр Иосифович Ковешников, творец организации и музея «Боян». Человек, подаривший часть своей жизни этому делу, вложивший в это свою душу.
Петр Иосифович Ковешников родился в 1914 году в семье крестьянина в селе Андреевка Кустанайской области. В 1950 году заочно заканчивает филологический факультет Ростовского педагогического института, а в 1957 году – исторический факультет Ростовского государственного университета. С 1961 года в шолоховской средней школе №.8, где преподавал историю и обществознание.
Для Петра Иосифовича клуб стал делом всей жизни. Отличное знание древнерусской литературы и истории привело его к исследованию известного историко-литературного памятника «Слово о полу Игореве». С первых дней преподавания истории в Шолоховской средней школе он стал создавать музей, основным направлением которого было глубокое изучение «Слова о полку Игореве». Юные слововеды объединились в ученическое литературно-краеведческое общество «Боян», стали систематически изучать песнь из песней России, читали и перечитывали страницы древнерусской поэмы, заучивали наизусть отрывки на языке оригинала, писали в классе и дома сочинения, рефераты, стихи, набрасывали эскизы, рисунки.
Общество «Боян» имело ряд секций: научно-исследовательскую, текстологическую, археологическую, переводческую, топографическую, информационно-библиографическую.
На основе собранных материалов возник замечательный музей, в котором по сей день хранятся редкие книги и рукописи на русском, украинском, финском и других языках. Также хранятся материалы, полученные из многих стран мира – Англии, Болгарии, США, Франции, Швеции, Швейцарии и других. Но гордостью всех Бояновцев являются папки с рассказами о первом путешествии – многодневной поездке на берега Азовского Кагальника, целью которой было обследовать окрестности железнодорожной станции Каяла, чтобы выяснить, почему населенный пункт назван именем реки половецкого поля. С того самого момента, когда идеи Ковешникова воплотились в жизнь, и закипела работа Бояновского кружка.
Строительство самого молодого храма Волгодонской епархии было начато в мае 2011 года. За основу архитектор Г.А. Шевченко взял храм Георгия Победоносца в городе Видное Московской области.
Возводился храм только на пожертвования при содействии члена попечительского совета - губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.
Храм мученика Виктора Никомидийского расписан в древнерусском стиле, иконостас из литьевого камня изготовлен мастерами предприятия «Грант» (г. Волгодонск).
24 августа 2013 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в сослужении епископа Волгодонского и Сальского Корнилия и епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия совершил освящение храма. Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев передал в дар храму иконы Христа Спасителя и великомученика Георгия Победоносца.
Далее маршрут лежит в хутор Погорелов.
Хутор Погорелов на реке Калитве один из самых старых в Белокалитвинском районе. История его тянется с тех самых пор, как поселился в устье «Дубеньского буерака на речке Калитве» казак Сергей Саринов, отстроил вальцовую водяную мельницу, переселил крестьян из Малороссии и занялся земледелием. В 1761 году вдова Татьяна Саринова продала мельницу Меланье Карповне Ефремовой, в честь которой, сейчас названа вторая половина центральной улицы Погорелова. В ту пору казакам строго запрещалось заниматься земледелием, дабы не отвлекались от воинской службы. За ослушание по приказу войскового атамана людей переселили. Поселение у речки было сожжено, а отстроенный позднее хутор получил свое название - Погорелов. Основан хутор был в 1739 году... Много времени с тех пор прошло, многое изменилось. За всё время существования в хуторе не было церкви. Строить храм хуторяне начали в конце XX века. Строительство Крестовоздвиженского Храмового Комплекса превратилось в воздвижение Первого в России Духовно-патриотического центра, который включает в себя культурный, спортивный и туристический блоки. Осенью 1999 года выделили землю под строительство храма, а в июле 2000 года был заложен и освящен камень на месте его строительства. Он символизирует строительство новой улицы с названием - Каяльская!
Проехав дальше мы видим Памятник «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова».
На протяжении нескольких лет в Белокалитвинском районе проходят мероприятия, посвящённые памятнику древнерусской литературы под девизом «Слово о полку Игореве - памятник культуры, объединяющий народы». Основные идеи, которые были заложены в произведении, нашли отклик и стали девизом Международных Каяльских чтений. Памятник изготовлен из бронзы, внизу на ободе отлит девиз чтений - «Слово о полку Игореве - памятник культуры, объединяющий народы». Ну а теперь я расскажу вам больше о его названии! На вопрос, каково название памятника, большинство ответит: «Слово о полку Игореве». Но это не так. Подлинное название - «Слово о полку Игореве, сына Святославля, внука Ольгова». Игорь - не просто личность, а звено в развитии рода. Значит, у него есть ответственность перед предками, значит, должна быть забота о потомках.
С 2001 года на базе хутора Погорелов строится Социально-этнический центр «ИГОРЕВО ПОЛЕ», состоящий из пяти комплексов:
1.Духовно-патриотический (церковь).
2. Образовательно-спортивный (детский сад, школа)
3. Культурно-исторический
4. Детский городок, памятные знаки, набережная
5. Рекреационный (за рекой)
В 2001 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II началось строительство духовно - патриотического комплекса «Слово о полку Игореве» в хуторе Погорелов Белокалитвинского района Ростовской области. Именно в этих местах, по одной из главных версий, проходило сражение дружины князя Игоря Новгород-Северского с половецким ханом Кончаком, описанная в знаменитом произведении - памятнике культуры - «Слово о полку Игореве». В 1970 году группой энтузиастов общества "Боян" (руководитель Ковешников П.И., Школа №8, пос.Шолоховский, Белокалитвинский район Ростовской области) при поддержке члена-корреспондента АН СССР Д.С.Лихачева в городе Белая Калитва на Караул-Горе был установлен памятный знак из базальта «Воинам Игоревой рати - храбрым русичам 1185 г.» Ежегодно по месту следования дружины князя Игоря Новгород-Северского проводились экспедиции по рекам, по земле, организовывались круглые столы, велась переписка, создан музей, посвященный тем далеким событиям. Хутор Погорелов расположен в эпицентре этих событий.
С 2002 года ежегодно на нашей земле проходят Каяльские чтения, названные так в честь реки Каяла (Калитва), на которой, по легенде, состоялась знаменитая битва. Чтения являются визитной карточкой создаваемого социально-этнического центра «Игорево поле».
На сегодняшний день Чтения приобрели статус международных, так как основными участниками выступают представители России, Украины и Белоруссии, но с каждым годом состав стран-участниц расширяется.
Дальше на правом высоком берегу реки Калитва у хутора Погорелов стоит огромный крест на мраморной плите которого высечены эти слова: «Храбрым ратникам князя Игоря от казаков Славного Войска Запорожского Низового». Здесь же установлены ещё две плиты, посвященные памяти павших во славу живущих от кавказского линейного казачьего войска и от 96 Донского казачьего полка Донской армии.
Затем туристов перевозят в Белую Калитву, в парк культуры и отдыха имени Маяковского, где они смогут пообедать в уютном кафе «Золотая рыбка». Гости смогут отведать блюда, приготовленные как по старинным казачьим рецептам, так и в духе самых современных тенденций.
После обеда участников маршрута ждет прогулка по парку. Это красивейшее место с великолепной современной набережной, множеством искусных скульптур, тематических уголков, отражающих историю города.
На территории парка находится Белокалитвинский зоопарк. В центральной части зоопарка размещена огромная скульптура динозавра, его высота составляет 3 метра. По периметру от него установлено множество скамеек, на которых можно отдохнуть в тени деревьев. Несмотря на то, что зоопарк имеет небольшие размеры на его территории проживает множество птиц и животных, в том числе кавказские медведи, которые неоднократно давали потомство.
Далее маршрут направляется к историко-краеведческому музею.
Белокалитвинский историко-краеведческий музей – это одно из тех учреждений, куда лучше всего прийти, чтобы ознакомиться с историей и природой здешних мест. Музей расположен на Майдане, рядом с красивейшим Введенским храмом.
Здание построено в 1886 году на средства, собранные казаками станицы Усть-Белокалитвенской.
Историческим центром станицы является площадь Майдан. Здесь расположены Святовведенский храм, правление Белокалитвинского казачьего юрта, детская школа искусств Белокалитвинского района, часовня-капличка, памятники репрессированным казакам, труженикам тыла, другу казака-коню.
В Белой Калитве действует православный храм постройки XIX века - приход храма Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Дом, который в 19 веке посетил Л.Н.Толстой.
Историю эту рассказал, а точнее собрал по крупицам, настоятель Введенского прихода, протоиерей Владимир Гноевой, человек очень увлеченный литературой, историей и философией.
Сам отец Владимир впервые услышал её от своего знакомого - прихожанина Введенского прихода, как раз в тот момент, когда у него уже были готовы две статьи о Льве Толстом и вот как она начиналась:
«Знаете, отец Владимир, когда граф Лев Николаевич Толстой находился в станице Усть-Белокалитвенской, он останавливался в доме моего прадеда. Толстой, - продолжал рассказчик, - гостил в этом доме три дня, днем охотился с казаками, отдыхал в верхней комнате».
Отец Владимир попросил знакомого показать этот дом и эту комнату. Оказалось, дом находится рядом с Введенским храмом, чуть наискосок от Майдана. Поднявшись на второй этаж знакомый указал на угол, в котором в то время и многие годы после стоял деревянный топчан, который упоминался в рассказах как место, где и спал знаменитый писатель.
Знакомый отца Владимира упомянул что в его далеком детстве (а было это лет 60 тому назад), у них во дворе под вишней собирались старые казаки и вспоминали эту историю.
Отец Владимир не мог просто поверить в такую невероятную историю и принялся наводить всевозможные справки, начались архивные поиски и переписки с Государственным музеем Л.Н.Толстого, куда в последствии он поехал, чтобы лично просмотреть дневники писателя.
И вот после долгих исследований дневников, летописей и различных документов, таких как, например, «Почтовый дорожник» и «нумерная карта для отыскивания дорог» отец Владимир сделал вывод, о котором он так написал в местной газете:
«Отнюдь не пустым оказался рассказ, услышанный мной на подворье Введенского храма. И разве не могло быть так: заплутав в наших краях и пережидая метель, граф Толстой три дня проводит в станице Усть-Белокалитвенской. Стихает метель, и он уезжает отсюда навсегда. Впереди у него длинный путь. Он будет измеряться не только верстами. Впереди его ждет и война, и мир, а потом «Война и мир»! Целая жизнь! И какая жизнь!»
Два года спустя, Толстой, находясь в Петербурге, написал рассказ «Метель»…
Далее экскурсия переезжает на Караул - гору.
Курган, с которого обозреваем мы окрестности Белой Калитвы, называют Караул - горой. В стихах о кургане Караул местный поэт В.Ковалёв писал:
Полынный, пыльный и ковыльный,
Вершиной спрятавшись в туман,
Стоит над степью он, всесильный,
Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой
Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,
Сейчас же разводил костер.
Название это - Краул-гора, пошло с тех давних времен, когда, поселившись здесь, выставляли казаки на самой высокой горе своих наблюдателей. Зорко всматривались они вдаль, не покажется ли вражья орда, не пора ли развести на вершине Караула костер, чтобы, заметив дымок, поднялись казаки на врага.
С вершины Караула, у Сокольих гор, можно видеть междуречье Калитвы и реки Быстрой, где по одной из версий, как говорят учёные исследователи, проходила историческая битва русичей с половцами, воспетая Бояном в «Слове о полку Игореве».
В период формирования русского государства границы древней Руси испытывали постоянный натиск со стороны воинственных кочевых народов. Для предотвращения жестоких набегов на Русь и нанесения упреждающих ударов, сюда, в Дикое Поле снаряжались военные экспедиции. Так весной 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославич собрал боевую дружину и выступил в поход против половцев, готовящихся к вторжению в пределы Руси. По мнению некоторых историков, битва князя Игоря с половецкой ордой могла произойти именно в пределах нынешнего Белокалитвинского района Ростовской области.
В 60-е годы ХХ века учитель истории школы №8 поселка Шолоховский Петр Иосифович Ковешников организовал с учениками научно-историческое общество «Боян» для изучения древнейшего памятника русской письменности «Слово о полку Игореве». Ребята самым тщательным образом провели анализ текста и прошли предполагаемым маршрутом дружины князя Игоря от Новгород Северского до места финальной битвы с половцами возле устья речки Быстрой при слиянии с Северским Донцом. Вели переписку с академиком Д.С.Лихачевым, исследователем «Слова о полку Игореве». Результатом этой деятельности стал Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника русским ратникам. Весной 1970 года на южном склоне Караул-горы был установлен монумент. 17-ти тонная глыба диабаза, привезенная из Карелии, была установлена на железобетонном основании. В него вмурованы диск с текстом «Слова о полку Игореве» и 15 капсул из нержавеющей стали с землей из древнерусских городов откуда отряды ратников ушли в последний поход против половцев.
Мы уверены, что данная экскурсия покажет гостям Белокалитвинского района подлинную красоту нашего края и раскроет интересные исторические факты, которыми Вы непременно захотите поделиться со своим знакомыми.
Ждем Вас в гости!