В Белой Калитве действует православный храм постройки XIX века - приход храма Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Со времен основания станицы Усть-Белокалитвенской (1703) по челобитью казаков Михайлы Никитина, Сысоя Ермолаева, Емельяна Дорогального со товарищи войсковым атаманом Екимом Филипьевым была подписана войсковая грамота, дозволяющая заселить новый городок в устье Белой Калитвы. Спустя четыре десятилетия после заселения этих земель казаки построили в станице деревянную однопрестольную церковь. Освятили ее в честь Введения во храм Божией Матери. На этот момент в станице насчитывалось 92 двора, проживало 447 жителей. При церкви в 1866 году открылось церковно-приходское попечительство. История сохранила имя одного из его председателей – сотник Василий Константинов Рыковский. В 1890 году 8 октября при храме открылась церковно-приходская школа.
Со временем Свято-Введенский храм уже не мог вместить всех молящихся и тогда станичное правление принимает решение строить новую каменную трехпрестольную церковь. В 1904-1905 годах каменный храм в станице был построен, а старая деревянная Свято-Введенская церковь по решению станичного правления продана обществу хутора Богураев. Правый престол освятили в честь пророка Илии, левый – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
В 30-е годы Свято-Введенский храм был закрыт и подвергся разрушению. С храма сняли купола и кресты, был утеряны иконостас, полностью разрушена колокольня.
Во время Великой Отечественной войны в храме стали совершаться богослужения, но не надолго, в 1961 году церковь вновь закрывают, и в ней размещается дом пионеров.
Возрождение Свято-Введенского храма совпало с празднованиями Тысячелетия Крещения Руси. В 1988 году здание возвратили православной общине и началась его реставрация.
На правом обрывистом берегу Северского Донца (правого притока Дона), километрах в восьми южнее (ниже по течению) города Белой Калитвы, недалеко от хутора Какичева, расположены две совершенно одинаковые стометровые горы – Две Сестры. Они находятся в восточной части Донецкого кряжа, крутыми уступами ниспадающего к Донцу.
Много сотен тысяч лет назад, во времена становления нынешнего ландшафта, в этих краях произошел сдвиг земной коры, и обнажились залегающие на большой глубине пласты вулканических пород. Два огромных известняковых пласта толщиной до 10 метров покоятся на склонах пологих холмов под углом почти в 45°. Даже одна такая гора способна вызывать неподдельное восхищение, а их две!
Два каменных гребня на берегу реки и по сей день будоражат воображение людей и привлекают к себе внимание. Каждая их Двух Сестер внешне напоминает знаменитую крымскую Аю-Даг (Медведь-гору), только в миниатюре (Сестры раз в пять ниже). Но особую красоту, неповторимое очарование им придает именно то, что их двое и они рядышком, – и каждый прохожий невольно старается уловить хоть какую-то меж ними разницу.
Часто Двух сестер сравнивают с двумя стегозаврами, опустившими свои маленькие головы в реку, чтобы выпить воды. И что удивительно — отчётливо прослеживаются даже мощные бёдра этих воображаемых гигантов...
С южной стороны гор есть восхитительный пойменный лес и небольшой родник, пригодный для питья. Из обильной растительности впоследствии образовались богатейшие залежи одного из самых крупных месторождений планеты – Донецкого каменноугольного бассейна (Донбасса). А по ночам, говорят, над южным гребнем творится нечто... Две сестры с давних времен считаются аномальной зоной. Здесь часто наблюдают НЛО, а под землей, по одной из легенд, зарыты несметные сокровища...
Легенда о Двух Сестрах
Много на белом свете красивейших мест, а есть такие, что завораживают. Возвышаются над Северским Донцом две горы - Две сестры, похожие друг на друга как две капли воды. Всяк, кто увидит их, теряет покой... Старики говорят, что от несчастной любви стали горами близнецами прекрасные сестры. Как это было, знает только Донец-молодец. Слышишь шопот волн и то ли слышится, то ли чудится старинный сказ.
«Были у казака Гребенникова дочери-близняшки. Росли тихими, послушными, как белый ковыль. Ни в чем отцу-матери не перечили. А как минуло сестрам по семнадцать лет, зарделась их красота цветом лазоревым. Кто мимо ни пройдет - налюбоваться не может. И зачастили в дом казака гости званые и незваные, сваты стало быть. Понял батюшка, что доченьки его любезные - клад драгоценный. А коль клад - так и цену ему надо знать. Не спешит дочек замуж отдавать, ищет женихов побогаче.
Тут расплескала весна по степи тюльпаны красные, и девичьи сердечки навстречу первой любви раскрылись. Приглянулись сестрицам парни не богатые, не знатные, а ласковые да ладные. Но не отдает отец дочерей за бедняков. Высмеял избранников и сказал: коль достанете сокровища несметные, что в Караул-горе спрятаны, так и быть, выдам за вас дочек. Но до той поры на глаза не показывайтесь. Оседлали юноши горячих коней и поскакали клад добывать.
Только слукавил казак Гребенников. Знал, что и триста лет не хватит юношам, чтобы древний курган срыть и до сокровищ добраться. Льют девушки слезы день за днем, любимых своих ожидаючи. Встревожился батюшка: со слезами вся красота с лица стечет: станут девки невзрачными, как полынь-трава, кому эта горечь нужна будет? И объявил, что отдаст дочерей за богатых вдовцов. Женихи старые, алчные да злобные как псы, по пяти жен до смерти заели. А тут рады взять цвет весенний, несмятый. Бросились батюшке в ноги красавицы: «Где ж твое слово отцовское?» Усмехнулся тот: «Не дождетесь вы своих возлюбленных, даже если горы сизыми станут!»
Вот уж и день свадьбы назначен, и гости на брачный пир собираются. Только кинулся отец - нет дочек нигде!. Осерчал, вскочил на коня, хлещет его плеткой нещадно. Птицей несется через овраги и буераки. У самого Донца нагнал родитель ослушниц. Намотал на руку косы беглянок да пустил коня в галоп. Тут вздыбился от гнева Северский Донец, ревет, белую пену роняет. Испуганный конь встал на дыбы, сбросил всадника. Вмиг почернело небо, разорвали темень молнии ветвистые, грянули громы небесные и посыпались камни сизые.
Очнулся батюшка на горе высокой - рукой за гребень каменный держится. Рядом другая такая же гора высится. Нет больше дочерей красавиц - окаменели. Встали каменистыми кручами против воли отцовской. Понял тут казак Гребенников какую беду сотворил своей жадностью. Бьется он в каменную грудь горной гряды, плачет, кричит, прощенья просит. Молчат Две Сестры. На века замолчали.
А их возлюбленным тем временем удача выпала. Когда раскололось небо от гнева - открылась Караул-гора. Клады древние сами в руки дались. Бросились радостные юноши к своим невестам. Переправились через Донец, но путь преградили невесть откуда взявшиеся горы. Не пускают дальше. Стали женихи карабкаться по скалам, да суму с сокровищами обронили. Посыпались драгоценности по крутому утесу - не найти, не собрать. От отчаяния юноши бросились вниз. Могли разбиться, но сила чистой любви девичьей подняла их в воздух. И превратились юноши в степных орлов. С тех пор кружат орлы над горами, ищут потерянный клад, чтобы вернуть любимых...»
Ушлые люди давно охотятся в тех местах за сокровищами. Но никто ничего не находит, все давно быльем поросло. Стоят над Донцом прекрасные и загадочные горы. Кажется, хотят сказать Две Сестры: «Любовь дороже всех кладов!» Это разлито в воздухе...
Караул-гора является одной из самых высоких точек города Белая Калитва. Отсюда можно наблюдать живописную панораму Белой Калитвы и ближних окрестностей.
Возвышаясь над городом, она служила в давние времена местом, где находился сторожевой дозор казаков. Зорко всматривались они вдаль, не покажется ли где вражья орда. В случае появления противника подавался сигнал, в ночное время разводился костер, а в дневное подавались сигналы дымом. Станица собиралась на майдане, и решали либо отражать нападение, либо растворится в степи, оставив свои дома на разграбление врагов. Решение зависело от доклада караульных – много ли неприятеля поблизости. В 60-е годы ХХ века учитель истории школы №8 п. Шолоховский Петр Иосифович Ковешников организовал с учениками научно-историческое общество «Боян» для изучения древнейшего памятника русской письменности «Слово о полку Игореве». Ребята самым тщательным образом провели анализ текста и прошли предполагаемым маршрутом дружины князя Игоря от Новгород Северского до места финальной битвы с половцами возле устья речки Быстрой при слиянии с Северским Донцом. Вели переписку с академиком Д.С.Лихачевым, исследователем «Слова о полку Игореве». Результатом этой деятельности стал Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника русским ратникам. Весной 1970 года на южном склоне Караул-горы был установлен монумент. 17-ти тонная глыба диабаза, привезенная из Карелии была установлена на железобетонном основании. Это единственный в России памятник, посвященный трагическому исходу битвы дружины князя Новгород-Северского Игоря Святославовича с половецкой Ордой хана Кончака. В него вмурованы диск с текстом «Слова о полку Игороеве» и 15 капсул из нержавеющей стали с землей из древнерусских городов откуда отряды ратников ушли в последний поход против половцев. Бытует легенда, что на самой горе некогда был зарыт половецкий клад.
С июля 1975 года гора Карул взята под охрану как государственный памятник природы.
С 2001 года на базе хутора Погорелов Белокалитвинского района строится Социально-этнический центр «ИГОРЕВО ПОЛЕ», состоящий из пяти комплексов:
1.Духовно-патриотический (церковь).
2. Образовательно-спортивный (детский сад, школа)
3. Культурно-исторический
4. Детский городок, памятные знаки, набережная
5. Рекреационный (за рекой)
В 2001 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II началось строительство духовно - патриотического комплекса «Слово о полку Игореве» в хуторе Погорелов Белокалитвинского района Ростовской области. Именно в этих местах, по одной из главных версий, проходило сражение дружины князя Игоря Новгород-Северского с половецким ханом Кончаком, описанная в знаменитом произведении - памятнике культуры - "Слово о полку Игореве". В 1970 году группой энтузиастов общества "Боян" (руководитель Ковешников П.И., Школа №8, пос.Шолоховский, Белокалитвинский район Ростовской области) при поддержке члена-корреспондента АН СССР Д.С.Лихачева в городе Белая Калитва на Караул-Горе был установлен памятный знак из базальта "Воинам Игоревой рати - храбрым русичам 1185 г." Ежегодно по месту следования дружины князя Игоря Новгород-Северского проводились экспедиции по рекам, по земле, организовывались круглые столы, велась переписка, создан музей, посвященный тем далеким событиям. Хутор Погорелов расположен в эпицентре этих событий.
С 2002 года ежегодно на Донской земле проходят Каяльские чтения, названные так в честь реки Каяла (Калитва), на которой, по легенде, состоялась знаменитая битва. Чтения являются визитной карточкой создаваемого социально-этнического центра "Игорево поле" и проходят под девизом: "Слово о полку Игореве - памятник культуры, объединяющий народы".
На сегодняшний день Чтения приобрели статус международных, так как основными участниками выступают представители России, Украины и Белоруссии, но с каждым годом состав стран-участниц расширяется.
Парк культуры и отдыха им.Маяковского основан в XIX веке. Ранее на этом месте была дача, принадлежавшая семье купца Севрюгова. Жена старшего сына купца была итальянкой и звали ее Дина Францевна. Она проводила на даче музыкальные и благотворительные вечера, а еще запомнилась тем, что разводила маленьких комнатных собачек—левреток. В советское время дача Севрюговых была преобразована в парк культуры и отдыха имени Маяковского.
Парк расположен на слиянии рек Северский Донец и Калитва в станице – старой части города.
Это красивейшее место с великолепной современной набережной, множеством искусных скульптур, тематических уголков, отражающих историю города.
Возле входа в парк расположена Аллея Героев Великой Отечественной войны.
Здесь же расположен памятник "Побег из ада".
Мемориал открыт в честь героев, которые сумели вырваться из фашистского концлагеря на засекреченном объекте.
Зимой, 8 февраля 1945 года, в мороз и холод, обессиленные и заморенные голодом десять советских узников угнали вражеский бомбардировщик «Хейнкель-111» и пересечь на нем линию фронта. О героизме этих солдат можно говорить бесконечно: разработать такой блестящий план, тайком пробраться к самолету, убить охранника и вырулить на взлетную полосу, несмотря на пулеметные очереди и совершенно незнакомую по конструкцию машину, мало кому под силу.
Памятник установлен на центральной аллее в парке им. Маяковского. Он представляет собой высокую гранитную плиту, где навечно высечены имена и фамилии десяти советских солдат, возглавленных летчиком М.П. Девятаевым. Кроме того, на плите имеется краткое описание их подвига и небольшая фигура летящего самолета.
Недалеко от Аллеи Героев разместили бюст Платова Матвея Ивановича - атамана Всевеликого войска Донского.
Изюминкой парка являются скульптурные композиции.
К 300-летию Белой Калитвы, которое было в 2003 году, администрацией города было принято решение оформить парк новыми современными скульптурами. Эту работу взял на себя Сергей Павлович Кальченко, на тот момент его мастерская как раз находилась в этом парке. Теперь парк можно назвать выставкой его работ. Самой популярной работой 2003 года стала скульптура героев романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Аксиньи и Григория. Расположена она стрелке рек Северский Донец и Калитва. Герои словно встретились невзначай. Масса всей скульптуры 8 тонн. Шолоховская тема получила большое развитие в работах Кальченко.
Скульптура "Щукарь" является продолжением тематики Шолохова. Щукарь-это дед, старый казак, сидящий на скамейке, и с улыбкой на лице, закуривающий папиросу. Он наблюдает за отдыхающими, которые никогда его не игнорируют и подсаживаются рядом, чтобы сделать фото на память. Скульптура не имеет сложной конструкции, но пользуется огромной популярностью.
Конечно, в казачьем городе не обошлось без символа свободы, силы и независимости. Воплощением этой идеи стала скульптура орла, распахнувшего свои могучие крылья над родничком, который ручьем вытекает озерцо, где плавают лебеди.
На территории парка находится Белокалитвинский зоопарк. В центральной части зоопарка размещена огромная скульптура динозавра, его высота составляет 3 метра. По периметру от него установлено множество скамеек, на которых можно отдохнуть в тени деревьев. Несмотря на то, что зоопарк имеет небольшие размеры на его территории проживает множество птиц и животных, в том числе кавказские медведи (которые неоднократно давали потомство), страусы Эму, енот полоскун, индонезийские дикобразы, макаки, нильские крокодилы, дикие кабаны, горные козлы, черепахи, ослы, павлины, лани, куры, цесарки, питоны, кенгуру, фазаны, игуана, лисы, утки, волки, верблюды и другие.
Белокалитвинский историко-краеведческий музей – это одно из тех учреждений, куда лучше всего прийти, чтобы ознакомиться с историей и природой здешних мест. Музей расположен на Майдане, рядом с красивейшим Введенским храмом.
Здание построено в 1886 году на средства, собранные казаками станицы Усть-Белокалитвенской. Первоначально в нем располагалось станичное высше-начальное училище. После октябрьской революции 1917 года здесь была первая городская школа. В годы войны в здании находился эвакуационный госпиталь. В 1996 году решением городской администрации здание передано под вновь создаваемый городской музей, который распахнул свои двери перед посетителями 18 сентября 1998 года. Здание является памятником архитектуры регионального значения. В этом здании в разное время учились Герои Советского Союза: Петров Роман Ильич, Копаев Григорий Иванович, Забронский Анатолий Арсентьевич, Романов Иван Петрович, и дважды Герой Фесин Иван Иванович; Герои Социалистического труда: Полтавцев Петр Ефимович, Носов Иван Елизарович, Колесников Петр Кондратьевич и множество белокалитвинцев, прославивших свой город в науке, культуре, образовании и на производстве.
Для посетителей открыто несколько залов различной тематики: интереснейший зал археологии, зал живописной донской природы, удивительная картинная галерея, экспонатами которой являются работы местных художников. Если говорить об экспонатах, посвященных местной природе, то только здесь Вы увидите уникальные окаменелости древней флоры и фауны, датируемые периодом от 200 до 400 миллионов лет. Некоторые современные представители животного и растительного мира в музее представлены в виде чучел. Не менее интересен зал, посвященный коллекциям старинной глиняной посуды и другим предметам домашней утвари, которыми пользовались казачьи семьи прошлых столетий, а также зал донской природы, картинная галерея с работами местных художников и другие.
Свято-Троицкий храм, расположенный в хуторе Дядин Белокалитвинского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в нововизантийском стиле.
Средневековый образ восходит к образцам ранних христианских храмов, сохранившихся на Балканах - в Болгарии и Сербии, в Греции и Грузии.
История строительства Свято-Троицкого храма берет начало в конце 1882 г., когда жители поселков Дядина и Поцелуева Усть-Белокалитвенской станицы Донецкого округа Области Войска Донского написали ходатайство о строительстве церкви Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану. В связи "с отдаленностью церкви от станицы Усть-Калитвенской, в приходе которой состояли граждане этих хуторов, а также в связи с пролегающим через хутор Дядин трактом", казаки просили "благословения и разрешения постройки Храма Божия во имя Святой Троицы, в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы на средства в три тысячи четыреста пятнадцать рублей серебром с семьюстами рублями сельскими суммами, пожертвованными гражданами поселка Дядина".
В городском музее хранятся копии всех документов ХIX века, относящихся к возведению храма Святой Троицы, а также списки казаков хутора Дядин, вносивших средства.
Только в феврале 1885 г. было выбрано место для строительства на твердом "каменистом грунте" в месте, которое находилось "за хутором". Однако место под строительство было определено заново. Как писал в акте благочинный Каменского Округа священник Алексей Милютин, это место в хуторе было занято усадьбами зажиточных казаков. Вскоре все они уступили свои наделы и усадьбы для строительной площадки "в ширину - 35 и длину - 43 саженей".
Строительство продолжалось восемь лет. Руководил возведением храма архитектор Донской епархии Карл Фридрихович Кюнцель. Но преждевременный уход из жизни не позволил ему завершить строительство. Работу продолжил другой не менее известный архитектор - Петр Семенович Студеникин.
Освящение церкви состоялось 18 июля 1894 г.
Материалы по архитектурному описанию храма находятся в "Описи имуществу новостроенной церкви во имя Святые Троицы в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы..."
"... Она имеет вид креста, алтарь полукруглый, боковые стороны (притворы) равные, но с двойными сводами... Стены храма подняты очень высоко с двойным светом. В других частях окна тройные, в трапезной же части и алтаре - однопарные. Колокольня также из местного камня отделана кирпичом из пережженной глины. Покрыта церковь листовым железом и окрашена медянкою".
Дальнейшая судьба храма была трагичной. После революции и гражданской войны, в годы гонений на православную церковь и репрессий против духовенства, храм был разграблен и пребывал в запустении долгое время. На чудом сохранившихся на стенах храма фресках еще видны пулевые отметины—следы периода атеизма.
Во время оккупации немецкое командование приказало открыть храм и возобновить службы. Зимой 1943 года во время боев за освобождение хутора от оккупантов церковь также пострадала, один из снарядов пробил купол и разорвался внутри. Долгое время церковь стояла закрытой, после войны она использовалась в качестве зернохранилища.
В сентябре 2007 года по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона был образован Свято-Троицкий приход х. Дядин, который поставил своей целью возрождение полноценной духовной жизни храма и проведение реставрации здания храма.
В станице Краснодонецкой находится деревянная церковь во имя Святой Екатерины. Она является памятником деревянного архитектурного зодчества. Действует церковь с 1879 года. Это единственный памятник деревянного архитектурного зодчества в бассейне Северского Донца.
Станица Екатерининская (в настоящее время Краснодонецкая) основана в 1775 году по указу Екатерины II. Отцом-основателем является светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин.
Она была заложена в 1775 году на низком берегу Северского Донца. Однако место было выбрано неудачное, по весне его заливало водой, поэтому станицу перенесли ниже по течению, здесь же заложили деревянную церковь во имя Святой Екатерины. В 1835 году станицу перенесли выше, на холмы, а в 1840 году сюда же перенесли и церковь, подняв ее на каменный фундамент. Однако в 1877 году она сгорела дотла, и в 1879 году построили новую, с двумя приделами: южным – во имя Вознесения Господня и северным – Великомученика Пантелеимона.
В 1886 году при храме построили церковно-приходскую школу. С 1906 года работало церковно-приходское попечительство.
В 1920 году в станице установилась советская власть. В этом же году станица Екатерининская была переименована в Краснодонецкую. На короткое время, с 30-х до 40-х годов храм закрывался. Церковь заняли под зернохранилище. В годы войны, когда немцы заняли Краснодонецкую, храм снова открыли для богослужений. После войны храм не закрыли и богослужения не прекращались до сего дня.
7 декабря — престольный день в храме, в честь святой великомученицы Екатерины.